Обучение финансовой грамотности детей

Финансовая грамотность детей

Как научить ребенка пользоваться деньгами? Как научить правильно распределять бюджет? Как научить ребенка правильно совершать покупки? Как объяснить ребенку значение слов «чек», «сдача», банковская карта и в каком возрасте следует рассказывать об этом детям? А в каком возрасте можно отправлять ребенка в магазин за покупками? Это очень важные вопросы воспитания финансовой грамотности детей, ниже мы дадим краткие рекомендации и ответы.

Как научить ребенка финансовой грамотности

В современном мире, где финансы занимают не последнее место в жизни не только взрослых, но и детей, многие родители все чаще задумываются о проблеме доходчивого объяснения своим детям, как можно грамотно и умно распорядиться деньгами, как совершать расходы, что такое экономия личных средств.

Формировать у ребенка навыки и умения в области финансовой грамотности — такую необходимость диктует современная реальность. В общеобразовательных школах начался процесс внедрения специальных программ, но все же основными учителями в этом вопросе должны стать мама и папа.

Обучаем ребенка правильно обращаться с деньгами

Очевидно, что с определённого возраста необходимо научить ребёнка пользоваться деньгами, делать это нужно на примере карманных денег, которые в принципе практически все родители выдают своим детям. Мамы и папы знают о том, что ребёнка необходимо научить совершать целесообразные траты, быть экономным и разумным. Сам ребёнок вряд ли сможет что-либо узнать об экономии и финансах, если родители ему в этом не помогут, поэтому нужно обозначить для себя тот момент, когда необходимо будет начать знакомить своего малыша с деньгами.

Начинать знакомство кстати нужно не тогда, когда ребёнок стал получать карманные деньги, а тогда, когда он вообще заметил, что они появились. В возрасте с двух до пяти лет ребёнок является очень любознательным, он старается заметить все вокруг себя и заваливает своих родителей при этом миллионом вопросов, на которые они, конечно же, должны попытаться найти ответ, чтобы удовлетворить любопытство чадо. Наверняка у ребёнка появятся вопросы и про деньги, которые он частенько видит в руках своих родителей.

Обучение желательно начинать с раннего детства. В возрасте 4–7 лет можно приступить к объяснению, откуда берутся деньги. В непринужденной беседе рассказать малышу о труде, обращая его особое внимание и поясняя, что в результате трудовой деятельности люди создают различные блага и тем самым повышают свое материальное благосостояние. Показывая наглядно монеты или банкноты говорить малышу, что это награда за труд. Чаще рассказывать ему о своей работе, какая у вас профессия, чем занимаетесь, хвастайтесь перед ним своими успехами и достижениями. Ребенок должен уловить, что трудиться маме или папе нравится. Он с гордостью будет рассказывать о своих родителях другим детям.

Лучше всего стараться преподносить информацию вашему ребенку в игровой форме. Это вызовет интерес и вовлеченность в процесс обучения.

С какого возраста ребенок может распоряжаться деньгами

Со школьного возраста малыш учится совершать самостоятельно небольшие финансовые операции. Например, сделать покупку в столовой школы, где занимается, или купить мороженое в торговой точке. Нужно терпеливо объяснить ему, как разменять деньги, что такое сдача.

Также можно давать ребёнку практические знания, то есть во время похода в магазин стоит акцентировать внимание ребёнка на то, сколько стоит тот или иной товар, попытаться объяснить ему, приемлемая эта сумма или нет, стоит ли покупать товар или нет.

Управлять деньгами ребёнок начинает примерно в возрасте с пяти до десяти лет. В этом возрасте нужно рассказать своему чаду о том, почему для общества так важны деньги, почему без них будет невозможно существовать. При этом нужно делать акцент на том, что деньги — это отнюдь не самое важное, что есть на свете, деньги не могут быть ценнее здоровья, человеческих отношений, близких людей и т.д.

Как научить ребенка тратить деньги

Примерно к 9 годам ребенок должен научиться приобретать товары в больших супермаркетах, знать, что собой представляет чек и для чего он нужен. Для практического закрепления навыков дать малышу сумму немного большую, чем сама покупка. Благодаря этому карапуз, применив свои математические познания, должен высчитать сдачу. Принесенные деньги можно как вознаграждение за хороший труд отдать ребенку.

Чуть позже после десяти лет можно начинать ребёнка брать с собой в банк, рассказывать ему о различных вкладах, кредитах, вместе изучать обо всем этом информацию, рассказывать о банковских картах и о том, как правильно ими пользоваться. В современном мире такая информация точно не будет лишней, чем больше ребёнок будет знать, тем проще ему в дальнейшем будет.

Как давать карманные деньги ребенку

У малыша должны быть обязательно свои «карманные деньги». Это составит его пусть и небольшой пока, но личный бюджет. Грамотно планируя его, он учится выделять приоритеты при совершении покупок. Но многие родители совершают ошибки, которые сводят к нулю весть процесс направлений на формирование у малыша правильного распределения своих финансов. Они, как только заканчиваются у него деньги, жалея ребенка, пополняют его кошелек. Это неправильно. Так ребенок не научится экономить.

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы?

Это зависит от множества факторов и возраста ребенка. Для примера возьмем подростка 13-14 лет, который ходит в школу. В этом случае основные финансовые расходы ребенка будут на перекусы в школе, кино и небольшие покупки например в торговом центре с друзьями. Сумма около 300 рублей в день будет вполне достаточно.

В месяц получится довольно большая сумма около 10 000 рублей. Но на карманные расходы выдавать финансы можно и нужно не каждый день. Со временем, по мере того как ребенок научится обращаться с деньги, можно выделять карманные деньги например раз в неделю, не беспокоясь за то, что ребенок потратит все за один раз на спонтанные покупки.

Можно ли ребенку пользоваться банковской картой

Скорее всего ребёнок думает, что деньги появляются у родителей в руках из волшебного кошелька или же после того, как родитель вставляет карточку в банкомат, но стоит объяснить ребёнку, что тут все гораздо сложнее, то есть деньги выдают в обмен на труд мамы и папы. Ребёнок не должен думать о том, что деньги семье достаются легко, с раннего возраста нужно обозначать их ценность.

Кроме наличных денег, нужно объяснить ребенку и о существовании их аналога — банковских карт. Сейчас многие финансово-кредитные учреждения активно стали предлагать такой продукт, как детская пластиковая карта. Пользуясь ею, ребенок расширит финансовый кругозор, познакомится с банковской системой, узнает ее преимущества. Со временем можно познакомить ребенка с таким понятием как семейный бюджет для того, чтобы он понимал откуда в семье берутся деньги и как папа и мама управляют семейными финансами.

Можно (и даже нужно) рассказать ребёнку о том, на что обычно тратятся деньги в семье, где они хранятся и т.д. Одним словом, постараться ответить на весь бесконечный ряд его вопросов.

Нужно почаще брать с собой детей в магазин, вместе с ними составлять список продуктов, которые нужно будет приобрести, кроме того, нужно позволять ребёнку наполнять продуктовую корзину. Наверняка в магазинах каждый родитель слышит от ребёнка крики о том, что он хочет, чтобы ему купили ту или иную вещь, в такие моменты нужно рассказывать ребёнку об экономии, о том, что на дорогостоящие игрушки или другие товары деньги нужно копить, можно приобрести для малыша копилку и поддерживать его начинания в накоплении денег.

Финансовая грамотность детей и подростков

В подростковом возрасте очень важно, чтобы ребёнок чётко понимал разницу между потребностями и желаниями, и умел отличить одно от другого. Это позволит ему понять, какие покупки являются необходимыми, а в каких нет никакого смысла. Ребёнок должен к совершеннолетию уметь разумно распоряжаться деньгами, чтобы родителям не приходилось за него беспокоиться и контролировать его.

Безусловно, давая ребенку средства, родители постоянно проверяют и наблюдают за всеми его тратами. Но это должен быть со стороны родителей ненавязчивый контроль. Как в любом обучающем процессе здесь тоже будут ошибки и просчеты у малыша. Но к этому нужно отнестись с пониманием и быть терпеливым. Помогая, не нужно решать за него, пусть он сам примет решение, как правильно поступить в данный момент.

Только тогда обучение финансовой грамотности даст положительный результат, и ребенок научится думать, планировать и тратить свои личные средства.

Александр Артюшкин

Интернет-предприниматель и создатель этого блога. Закончил университет в 2002м году, работаю удаленно и развиваю бизнес в интернете с 2015-го года. Основные способы заработка: сайты, СЕО, арбитраж трафика, партнерские программы, фриланс, криптовалюты, оффлайн-работа. Увлекаюсь инвестированием, автомобилями, гаджетами, фотосъемкой.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
zonecash.ru
Отзывы и комментарии